- Первоначально к статье просился совсем другой заголовок: "Удивительная история идеи создать поддельные часы Rolex, переросшая в создания хомажа и превращенная в часы класса люкс", но вышло очень длинно, хотя по смыслу и верно. А возможно лучше было бы так: "История одного маркетингового хода или – вдруг, откуда ни возьмись…"
В этой статье я хотел бы рассказать об истории «воспарения» одного часового бренда. История весьма занятная. Часы Panerai стали популярными к концу 1990-х годов. Основным источником успеха стали так называемые «Luminor» - часы с громоздким 44-миллиметровым корпусом и легендарной защитной скобой в форме полумесяца, которая выгодно отличала часы Panerai от всех остальных. Никогда раньше публика не видела ничего подобного ...
Но, пойдём по порядку.
В 1864 году во Флоренции была основана компания Guido Panerai & Figlio, специализирующаяся на создании, проектировании и производстве высококачественного оборудования для итальянского флота. Эта компания однажды станет Officine Panerai…
В начале 20 века была основана компания Orologeria Svizzera, которая выросла не только до розничной торговли часами. Orologeria Svizzera продавала инструменты и аксессуары для ремонта и создания часов, а также содержала мастерскую по ремонту часов и первую часовую школу во Флоренции, Италия .
На представленной ниже фотографии виден фасад магазина. Фото было опубликовано на инстаграм страничке Richemont Panerai
Итак, что на самом деле представлял из себя магазин и мастерская G. Panerai e Figlio.
Атомный номер радия в периодической таблице элементов 88, а его символ - Ra . Радий более чем в 1 миллион раз радиоактивен, чем та же масса урана, и его период полураспада составляет 1602 года.
Первоначально «радиомир» использовался на циферблатахт корабельных часов и артиллерийских прицелах и в то время считался очень полезным, поскольку не требовал электрического источника энергии.
История «собственных» часов началась у Panerai с 1933 года, когда английская эскадра вошла в Средиземноморье. Итальянский флот, вспомнив опыт Первой мировой войны, решил возродить и значительно качественно повысить уровень подводных диверсантов. Поскольку фирма G. Panerai e Figlio являлась поставщиком ВМС, именно ей было дано задание снабдить боевых пловцов часами.
Но, как мы знаем, у Panerai не было собственного производства. И тогда решено было обратиться к Rolex, которые анонсировали к тому времени водозащищённую модель Oyster.
На фото ниже вы можете видеть трансформацию часов.
После смерти Джузеппе Панераи 7 февраля 1972 года компания G. Panerai e Figlio оказалась на грани закрытия. Г-н Панерай был идейным вдохновителем Panerai, он был бухгалтером, инженером и сотрудником ВМС Италии и известных швейцарских часовых компаний. Когда он умер, он унес все знания о своей компании в могилу.
Возглавить компанию пригласили бывшего офицера Marina Militare по имени Дино Зей, поскольку G. Panerai e Figlio была незаменима для ВМС. Зей согласился и вскоре изменил название с G. Panerai e Figlio (Guido Panerai & Son) на Officine Panerai Srl. Позже, в 1984 году, компания была снова переименована в Officine Panerai SpA, и был выпущен легендарный логотип OP.
Компания росла органически, также за счет приобретения других мастерских или их оборудования. Большинство проектов сохранялось в секрете.
В 1992 году в японском часовом журнале была опубликована статья о винтажных часах Panerai. Она вызвала большой интерес у коллекционеров часов. Генеральный директор Panerai Дино Зей осознал потенциал производства часов для гражданского рынка и попытался выжать максимум из этой идеи.
Mare Nostrum, как ни странно, вообще не были найдены в готовом виде. Все сведения об этой модели основаны исключительно на фотографической пластине, найденной в архивах.
Начало производства часов Pre Vendôme началось летом 1995 года, когда черногорский фотограф и светский человек с хорошими связями по имени Монти Шэдоу – (он же Седо Комленович) - прибыл в офис Officine Panerai SpA на окраине Флоренции на белом Bentley Continental Convertible и предложил майору Зею план по продвижению часов Panerai среди знаменитостей.
С часами Panerai на запястье знаменитый фотограф вращался в кругах знаменитостей, где его часы вскоре привлекли внимание звезды боевиков Сильвестра Сталлоне. Во время своей следующей поездки в Милан Монти Шэдоу приобрел несколько часов Panerai для своих голливудских друзей. Именно тогда на запястье Сильвестра Сталлоне стали появляться часы Panerai, как на изображении ниже от 17 декабря 1994 года, сделанном во время открытия ресторана Planet Hollywood в Disney World Resort в Орландо, Флорида. Сильвестр Сталлоне здесь в Luminor (5218-201 / A) на типичном ремешке из акульей кожи.
Когда г-н Шэдоу приехал в Panerai в 1995 году, флорентийская компания находилась в плохом финансовом положении из-за резкого сокращения военных расходов после распада Советского Союза. В 1993 году компания Panerai воссоздала старые часы в надежде создать второй канал доходов наряду с уменьшающимися проектами для ВМС Италии. Дино Зей, директор Officine Panerai SpA, не хотел рекламировать эти великолепные часы со знаменитостями, но после некоторого размышления, инициатива Монти Шэдоу показалась ему последним шансом удержать на плаву компанию с крупными долгами.
История, выдвинутая Richemont Panerai, заключается в том, что Сталлоне нашел Panerai во время съемок фильма « Дневной свет» в Италии. А теперь ещё раз посмотрите на дату на фото выше. Она была сделана почти за год до того, как завращались кинокамеры на киностудии Cinecittà Film Studios в Риме.
На следующем снимке, сделанном в июне 1995 года, Сталлоне изображен с Дженнифер Флавин (позже, он женился на ней в 1997 году). На запястье Сталлоне находятся часы Luminor Marina 5218-203 / A с покрытием PVD, которое, по словам одного из бывших сотрудников Officine Panerai, был номер 0007.
Дневной свет (5218-207 / A), изображенный ниже слева, предназначался для основных сцен, в то время как Submersible (5218-205 / A) был предназначен именно для сцен подводных приключений.
Чтобы Сильвестр Сталлоне быстро получил часы, в Guenat заменили только циферблаты. По этой причине все вышеперечисленные часы сохранили оригинальную заднюю крышку 5218-201 / A.
Двенадцать прототипов Submersible прибыли во Флоренцию в конце октября 1995 года и были немедленно отправлены Монти Шэдоу, за исключением одного экземпляра, который остался у Panerai. Что произошло после этого - неизвестно, но ни одни из пересланных Сталлоне часов, не были показаны в фильме. Сталлоне продолжал носить первый прототип Luminor во время съемок.
По какой-то причине Guenat произвел 105 экземпляров вместо запланированных 100. 10 часов были впоследствии отправлены Монти Шэдоу, а еще 31 экземпляр - Сталлоне.
Но тут возникло недоразумение в отношении дизайна циферблата, потому что как только Сильвестр Сталлоне увидел Daylight с его синими маркерами, синими стрелками и белым циферблатом, он сразу же отклонил дизайн и приказал отправить часы обратно в Panerai.
Напоминание, отправленное Сталлоне, осталось без ответа. Проект Officine Panerai со Сталлоне стоил компании с большими долгами больших денег, что поставило ее на грань банкротства. Поскольку существовала, по крайней мере, устная договоренность, Panerai решилась предложить публике часы Sly Tech в конце 1996 года.
Для продвижения Sly Techs компания Panerai создала специальную брошюру, в которой была представлена фотография из фильма « Дневной свет», где прототип Luminor на запястье Сильвестра Сталлоне был заменен на Submersible.
"В 1995 году актер Сильвестр Сталлоне случайно увидел часы Panerai и стал большим их поклонником. Он купил несколько штук и попросил Panerai собрать часы на заказ, всего в нескольких экземплярах, для использования в подводных съемках фильма «Дневной свет», снятый в Чинечитте, и предложил название LUMINOR SUBMERSIBLE для этой модели."
В той же брошюре говорится, что Luminor - это переиздание часов, которые носили итальянские дайверы во время Второй мировой войны, и что прототип Mare Norstrum был создан в 1943 году. Эти утверждения, в том числе история о том, как Сталлоне случайно увидел Panerai в витрине, явно не соответствуют действительности и дают вам представление о том, как берёт начало много таких вот «красивых историй». Сталлоне не открыл для себя Panerai и, по сути, никогда не покупал ни одной модели. Все часы были ему фактически подарены.
Согласно непроверенной информации, найденной в Интернете, Сталлоне быстро снял с продажи указанную выше брошюру Sly Tech, поскольку он никогда не давал на это разрешения.
Широко распространено мнение, что часы Panerai стали известными благодаря Сталлоне, что, безусловно, в некоторой степени верно. Но в то же время неосторожное поведение Сталлоне также способствовало быстрому финансовому спаду Panerai. Дело в том, что Officine Panerai SpA не получила прибыли от этого сотрудничества.
Сильвестр Сталлоне получил 68 экземпляров часов от Officine Panerai. Но никогда не чувствовал необходимости платить за них…
Во время вечеринки по случаю открытия ресторана Planet Hollywood в Берлине, которая состоялась в конце сентября 1996 года, Сталлоне подарил своему другу Арнольду Шварценеггеру уникальный позолоченный логотип Luminor, специально сделанный для Сталлоне дистрибьютором Panerai, Джанкарло Даллерба.
После того, как Сильвестр Сталлоне начал раздавать свои часы в Голливуде, в Vendôme (Richemont) узнали о бренде и вскоре выразили заинтересованность в приобретении Officine Panerai. По крайней мере, это официальная версия.
Настоящая история немного отличается. Монти Шэдоу был давним другом Иоганна Руперта, владельца Vendôme / Richemont. По его собственным словам, в то время мистер Шэдоу работал на Vendôme. В интервью от 19 апреля 2005 года хорватскому еженедельнику Nacional Монти Шэдоу был очень конкретен:
«Мой друг, южноафриканский магнат Энтони Руперт и его сын Иоганн Руперт, с которыми я когда-то отдыхал, сказали мне, что хотят, чтобы я работал на них. Я сказал, что не могу, потому что мы были друзьями двадцать лет, но потом Руперт сказал мне:
«Ты будешь нашей «трюфельной свинкой». Трюфель - самый дорогой гриб в мире, который могут найти только специально обученные свиньи или собаки. Вы будете путешествовать по миру ради нас и искать исключительные вещи, продукты, обладающие имиджем, качеством, традициями и историей. Нашей компании Vendôme, одной из самых известных в мире, нужен кто-то вроде вас ».
Вопрос Nacional: Некоторые бренды стали очень популярными и прибыльными благодаря вам. Какие?
«Беспрецедентного успеха достигли итальянские часы Panerai. Компания, которая десять лет назад стоила несколько миллионов долларов США, сегодня стоит более 500 миллионов долларов США и теперь является частью Richemont Group. У часов долгая история. Первоначально это были часы для боевых пловцов, которые использовались итальянским флотом во время Первой мировой войны. Часы Panerai показали дайверам, как долго они могут оставаться под водой. Обо всем этом я узнал, когда написал статью о Panerai для японской газеты.
Часы мне понравились, потому что они очень простые. Я их все время носил. Когда я поехал в Голливуд, часы поразили Сильвестра Сталлоне, Арнольда Шварценеггера и Брюса Уиллиса. Сталлоне носил эти часы в одном из своих фильмов и была выпущена их ограниченная серия под названием Slytech. Сталлоне подарил своим друзьям множество часов и именно так распространилось имя - Panerai. Часы создали тенденцию к созданию больших стальных часов, которая сегодня находится на пике, и все крупные компании поддержали ее. Но настоящий бум начался, когда я подарил Иоганну Руперту Panerai. На следующий день он спросил меня, могу ли я купить ему эти часы. Я сказал ему, что ничего не осталось, что я отдал ему последние. Затем он сказал: «Я имею в виду компанию, а не часы. Я хочу, чтобы вы действовали сейчас же». Я позвонил своему партнеру и через 48 часов мы купили Panerai».
В марте 1997 года Panerai продала свое имя Officine Panerai и некоторые оставшиеся экземпляры часов компании Vendôme (Richemont), чтобы выжить. Продажной цены - около 1 миллиона долларов - было достаточно, чтобы выплатить часть долга Panerai. Впоследствии флорентийская компания сменила название на Panerai Sistemi и продолжила свои проекты для ВМС Италии. Всего два года спустя, в 1999 году, Panerai Sistemi была приобретена Calzoni Srl в Болонье.
Именно Richemont получила максимальную прибыль от продвижения Сталлоне часов Panerai. С PAM 21, их первой специальной версией 1998 года, новые Richemont Panerai заработали больше денег, чем они заплатили за покупку Officine Panerai .
Многие слышали, как он говорил, что часы Panerai - это «un orologio del cazzo», х..вые часы (cazzo = dick). У него даже были трое таких часов со специально заказанной надписью «Cazzomir» и часовые метки в форме члена (как видно на фото ниже).
Интересное отношение к продукции, которую Бонатти так впоследствии расхваливал. Не так ли?..
Вот так, из ниоткуда, появился часовой «лакшери» бренд, известный на сегодняшний день достаточно широкой публике. И до сих пор нам рассказывают истории про «славных морских диверсантов», связывая две несовместимые вещи: историю одной компании и продукцию другой.
В качестве эпилога
Для людей, знающих бренд Panerai, не в новинку то, что у моделей «Люминор» на защитной скобе имеется надпись «REG. TM.», что означает – зарегистрированная торговая марка. Но интересна история появления этой надписи.
При передаче имущества компании Officine Panerai SpA в компанию Vendôme, некоторые часы, изъятые из музея Panerai, нуждались в обслуживании. В том числе и часы Rolex 6152/1 со скобой защиты заводной головки. И кто-то из мастеров неправильно прикрутил скобу на место, тем самым «опустив» рычаг вниз и выставив напоказ надпись «BREVET. ITAL.» (итальянский патент), которая должная была смотреть назад.